Блог закрыт!

Но он очень ждёт ваших рассказов о себе, дорогие выпускники!

Кубань казачья

История Кубанского казачества началась в 1793 году, когда черноморцы в составе 40 куреней (25 тысяч человек) переселились на Кубанские земли.
Главной задачей было создание оборонительной линии и развитие хозяйств на новых землях.

Путь на Кубанские земли был нелегок. Много людей умерло, многие не верили в успешность перехода и уходили в другие места. Но переселение всё-таки произошло, и казаки начали осваивать новые территории.
Они начали разводить домашних животных (худобу), которых привезли с собой, обзаводиться хозяйством. Обширные пастбища позволяли быстро восстановить поголовье, но хищники и "лыхы людыны" мешали этому. Приходилось охранять стада животных с оружием в руках.
Казаки строили дома из самана. Что такое "саман"? Это смесь глины. соломы. песка. воды с добавлением конского навоза. Сначала это всё долго перемешивали ногами или лошадбми, пуская их по кругу, а потом лепили большие прямоугольники, которые сушили на воздухе. Получались "кирпичи" из которых строили дома. Крыши домов покрывали камышом. Его собирали в плавнях. связывали в снопики. которые прикрепляли к стропылам. Стропыла- это деревянный каркас крыши. В богатых домах устраивали потолки и горища (чердаки), а в бедных хатах - просто стены и крыша. Многие были не в силах самостоятельно построить дом, тогда на казачьем сходе  принималось решение строить всем миром.

Хозяйственные постройки также были сделаны из самана, соломы и камыша. Казаки бережно относились к своему хозяйству (имуществу). Всегда вовремя чинили и ремонтировали.


Семьи у казаков были большими, особо почитаемыми считались старейшие казаки, которые имели главное слово в решении дел. К решению старейших казаков прислушивался даже атаман.

Женщины взвалили на себя все домашнее хозяйство, воспитание детей, работу в поле. Казачки умели делать всё. Ведь казаки- это военные люди, часто по тревоге срывались с места и стремительно отражали атаки захватчиков. Поэтому казак всегда должен быть готов к  службе- иметь под рукой необходимые военные атрибуты и строевого коня с упряжью.

У каждого куреня (поселения) были установлены сторожевые вышки, с которых дежурные казаки наблюдали окрестности и, в случае опасности, били тревогу.


Переселенцы-запорожцы сохраняли свои традиции, но время диктовало свои условия и возникали новые...
Одним из первых "нарушений традиции" стало то, что запорожские казаки сменили традиционный украинские шаровары на более удобную местную одежду .

Это было вызвано тем, что яркие красные шаровары были очень хорошо видны издалека и черкесы, недовольные прибытием казаков, легко обнаруживали и стреляли в казаков.
Форма казачества со временем изменялась. как диктовали жизненные условия, но папаха, шашка, нагайка- это атрибуты неизменные в любой казачьей форме.
Итак, казаки успешно осваивали новые Кубанские земли, одновременно развивая и защищая свои владения.
  Проходят годы, а Кубань живёт и процветает.
Хочется привести слова из песни Григория Пономаренко на стихи Семена Хохлова :
"Нам ли, братцы, песню не начать?
Нам ли город свой не величать?
У реки Кубани
Стал казак на камень :
"Здесь нам. братцы. город начинать !"
...
Не, не даром, братцы казаки,
Краснодаром город нарекли!
У реки Кубани
Гордо стал на камень
Город нашей славы. казаки !"


Первые жилища человека появились на Северо-Западном Кавказе более 700 тыс.лет тому назад в эпоху нижнего палеолита. Об этом свидетельствуют найденные стоянки древних людей: Ильская (более 100 тыс.лет) и на берегу Таманского полуострова ( более 1 млн лет !). Это позволяет считать, что на территории нынешней Кубани жили самые древние люди на Земле!

Заселяя пещеры, человек обживал входную часть и использовал площадки перед входом в пещеру, а внутри жилища разжигал костры.



Со временем вид жилища изменился. Человек начал строить полуземлянки со стропилами из ребер и бивней мамонта, покрывавшиеся шкурами животных (такое жилище было обнаружено на раскопках Ильской стоянки).

Удобное географическое положение и климат Кубани всегда привлекал сюда людей. Кто только не поселялся здесь ! Древняя Кубань имеет очень бурную историю. Древние греки, гунны, хазары, печенеги, половцы, монголо-татары...Были и колонии итальянских купцов, поддерживающих тесную связь с адыгейскими племенами. Позднее на Кубани распространили свое влияние турки.

Наиболее изученным является заселение Тамани. В VI веке до н.э. Таманский полуостров активно осваивался греками, которые образовали колонии Фанагория и Гермонесса.
По найденным развалинам был восстановлен внешний вид жилищ. Камень при строительстве использовали только для фундамента, так как добывать его было сложно. Стены делали глинобитными.

Первое славянское поселение появилось в Х веке после основания на таманском полуострове русского города Тмутаракани, просуществовавшего до монголо-татарского нашествия.
Вторая волна русских поселенцев связана с разгромом восстания Кондратия Булавина (1707 -1710 г.), когда его сподвижник Игнат Некрасов привел на Кубань оставшихся в живых участников восстания (некрасовцы).
В ХVII веке после двух русско-турецких войн началось заселение Кубани Черноморскими казаками (бывшими Запорожцами). Екатерина II 30 июня 1792 года  даровала земли Таманского полуострова с окрестностями с целью охраны новых южных границ России.
Первая партия строевых казаков во главе с С.Белым прибыла морем и 25 августа 1792 года высадилась на Тамани . Так началось освоение Кубани.
Казаки приезжали вместе с семьями и всем скарбом. Нужно было думать о жилье. Сначала казаки рыли себе землянки, но, ознакомившись с местными условиями, начали строить дома
Сначала это были "вальковые"  глинобитные хаты, которые сооружались из овальных глиняных комьев (глина+солома), которые укладывались рядами и просушивались и "литые", когда глину с соломой забивали (вмазывали) в хворостяную (турлучную) основу стены.
Иногда строили обычные украинские дома - "курени" - длинные, слегка углубленные  в землю одноэтажные глинобитные постройки с земляным полом, Камышовой или соломенной четырехскатной крышей с бойницами в стенах, побеленные снаружи.
Возведение дома на Кубани всегда считалось общим делом.
Вот как строили турлучный дом.
Сначала прямо в землю вкапывались столбы, называемые сохами, по верху ложились балки -"венец"- служащие основанием кровельным стропилам и матице, получался как-бы скелет дома. Столбы между собой соединялись латами (длинными поперечными палками),  а потом всё это заплеталось хворостом (турлуком),  камышом, соломой или молодым орешником.

От матицы к венцу прокладывались доски и накрывались поверх камышом или хворостом. Получалась большая "корзинка".
Тем временем готовился специальный замес. На ровной площадке насыпалась глина слоем в полметра в форме круга, заливалась на ночь водой (чтобы глина размокла и стала пластичной), а утром глина посыпалась соломой. Потом на глину заводили лошадей и водили их по кругу, постепенно добавляя солому. Глина перемешивалась с соломой и получалась однородная масса, из которой делали вальки, и этими вальками с обеих сторон турлука вальковался будущий дом. Вся родня и соседи собирались на "Валькование". Это было одновременно и тяжелой работой и праздником, потому что после окончания работ хозяин устраивал щедрый обед, естественно с горилкой и салом. Во время работы и застолья звучали шутки, песни! Гости подначивали друг друга,
вспоминая те или иные смешные случаи, произошедшие во время работы. 
Валькование было увлекательным событием и для казачат. Сначала они были коноводами и направляли коней на глинище, где взрослые копали глину, накладывали на возы, а казачата подвозили её к стройке. Потом верхом на конях месили замес, а потом всем гуртом скакали на ближайший водоем отмывать коней (и себя) от налипших комьев глины и соломы.
После того, как вальки высыхали, все опять собирались на "Мазку" - хату обмазывали глиной с заранее заготовленным конским навозом. Кстати, конский навоз считался большим дефицитом и в каждом дворе стояло ведро на случай если проезжающая мимо лошадь оставит "подарок" на дороге. Он тут же ещё горячим подбирался шустрыми казачатами, а мамка или бабушка за это давала кусочек рафинада...
После того, как мазка высыхала, хату белили, а по низу наносили красной глиной полосу ( чтобы не было видно грязных брызг во время дождя).
Этой же глиной смазывалась доливка - глиняный пол. Да-да! Наши прабабушки полы не мыли, а... мазали глиной с кизяком.
В домах устраивали печки, на которых и обед готовили, и отапливали хату. Нижнее отверстие в печи называли "поддувало". В него сыпались перегоревшая топка. А топили печь соломой, камышом, хворостом (связывали плотные пучки по размеру бревна, чтобы дольше горела). На зиму делали лепешки из кизяка, коровяка с добавлением соломы и камыша, высушивали их на солнце, складывали в сарай или на горище (чердак). Такое топливо хорошо горело и давало много тепла.
Потом вместо турлучных хат стали строить саманные.
Собиралась вся родня, делали саман из глины, песка, соломы и кизяка, набивали его и специальные формы и получались сырцовые кирпичи, которые долго сушились на солнце.
Отличие замеса на вальки и на саман заключалось то, что в саман добавляли песок.
Казачатам и тут нашлось дело! Каждый день они слегка смачивали наружную поверхность саманных кирпичей, чтобы они не растрескивались снаружи.Тут нужно было не перестараться и не намочить сильно , а то можно было и по шее получить! В непогоду саман укрывали от дождя, чтобы он не размок.

Когда саман высыхал, приступали к возведению дома. Брали саманные блоки и укладывали их друг на друга. Двери и окна устанавливались одновременно с возведением стен. Потом стены гладко мазали глиной и белили известью снаружи и

мелом внутри. Саманные хаты украшали окрашенными ставнями и резными наличниками, обшивали углы дома подкрашенными досками, вылепленным орнаментом. Крыши покрывали камышом и украшали "гребешки","коньки". К хатам пристраивали "пристенки"- крылечко на двух столбах. Они защищали стены дома от дождя и размокания и использовались для хранения домашней утвари.
Камышовые крыши со второй половины ХIХ века всё чаще стали заменять черепицей. Крыша стала двускатной, такую хату стали называть флигелем, а хату с четырехскатной крышей - домом.
Новые строящиеся дома стали возводить на фундаменте, передний и задний фронтоны зашивали досками, вдоль краев крыши клали украшенную резьбой доску, а на месте стыка скатов нашивали деревянную фигурную дощечку, которую называли "хлопец". Более зажиточные казаки укрывали крыши хаты кровельным железом, цинком.
"Достаточные" казаки стали строить кирпичные и каменные дома. Стены с наружной стороны не белили, гребень на крыше украшали затейливыми оловянными фигурками.
Изначально хата состояла из сеней, хаты и коморы(кладовки), потом сени уменьшились, жилое помещение стало больше. К входу стали пристраивать закрытое крыльцо, называемое "калидором". Со временем в хате появились внутренние перегородки, разделившие хату на небольшие комнаты. Основными элементами хаты стали "зало" ( неотапливаемая гостинная. парадная комната), столовая-кухня, спальня, пристройки.
В конце ХIХ и начале ХХ века строились кирпичные дома, сохранившиеся и до наших дней.

Кубанские обряды. Рождество
Рождество-самый главный праздник, который отмечают люди во всём мире.

Казаки, переселившись на Кубань, принесли с собой свои обычаи и праздники. Одним из самых весёлых считалось празднование СВЯТОК, которое начинается с вечера перед Рождеством, называемого СОЧЕЛЬНИК и продолжается 12 дней. Главными Святочными праздниками считаются Рождество (7 января), Новый год (14 января) и Крещение (19 января).
Вечер 6 января называется СОЧЕЛЬНИК. На Кубани он называется "Голодная кутья" . Этим днём заканчивается Филиппов пост, во время которого не ели мяса . В Сочельник  "до первой звезды", ничего нельзя было есть. 
С раннего утра начиналось долгожданное приготовление к пиру.
Целый день люди ничего не ели, но зато готовили очень много вкусной, изысканной пищи.
С самого утра над дворами витал синеватый дымок, пахло сгоревшей соломой и щетиной - это опаливали  туши кабанчиков, ощипывали гусей, уток, индюков, готовили огромное количество мясной пищи, чтобы хватило на все праздники и для себя, и для гостей, и для колядовщиков.
Казачки готовили множество пирогов, блинов, булочек, ватрушек, варили конфеты, кисели и компоты., квасили молоко, взбивали сметану, которыми также щедро угощали всех, заглянувших "на огонёк" на Святочной неделе.
Самым вкусным блюдом считалась свинина, запеченная под пресным тестом. 
На столе обязательно должен быть запечённый поросёнок (либо сделанное из теста его изображение), так как он считался символом плодородия, богатства и благополучия.
В этот день работа кипели повсюду! В жилых комнатах обметали паутину по углам, выносили во двор коврики и чистили их снегом. Наряжали комнаты салфетками, скатертями, зажигали лампаду в переднем углу, место, где стояли иконы очищали от ненужных вещей, иконы протирали и украшали разными блестящими бусами, игрушками, меняли масло в лампадах.
Для детей тоже находилось занятие. Им поручалось набрать и принести в хату самого чистого и душистого сена, которое укладывали "на покути" под образами в красном углу хаты.
 Это место должно было напоминать ясли, в которых родился младенец Христос.
Когда заканчивались дневные работы, все шли мыться в баню, надевали чистые новые одежды , готовили деньги, сладости и всякое угощение, дожидаясь гостей.
И вот наступил вечер, называемый СОЧЕЛЬНИК. В небе ещё видна первая "утренняя звезда", и группы мальчишек, парней и мужчин со "звездой" изготовленной из сита и прутьев обклеенных бумагой, с зажжённой свечой ходят по домам славить Христа.
"Радуйся, ой радуйся зэмля,
Сын божий народывся"
А вечером дети и молодые семейные пары ( у которых нет ещё своих детей) носили кутью родственникам и крёстным. 
"Мама кутью зварыла
А мы прыныслы,
Щоб здоровы рослы!"
 Родственники одаривали пришедших щедрыми, богатыми подарками, потому что считалось, чем больше ты отдашь, тем больше к тебе прибудет.
И целый вечер, до самого "колокольного звона" отовсюду доносилось пение и весёлый смех - это колядовщики - девочки и молодые девушки в сопровождении "поводыря" ходили по дворам и, обязательно спросив разрешение у хозяев, исполняли песни-колядки, получали в подарок за свое пение разное щедрое угощение.
Но вот раздавался колокольный звон, призывавший всех на вечернюю службу.
Все от мала до велика бросали все свои дела и отправлялись в церковь, чтобы встретить праздник 
Рождества Христова.
С утра опять начинаются гуляния, празднования, веселье. А каждый вечер всю святочную неделю девушки будут гадать...


 Великий праздник Рождества. Повсюду люди радуются, веселятся, устраивают игры и застолья, наслаждаются долгожданным отдыхом. Много шуток и песен звучат в эти праздники.
Святки ! Время, когда загадывались самые сокровенные желания!
А вы знаете, что катание с горок - это не просто весёлое времяпровождение! Почему и стар и млад взбирались на горки и катились вниз, стараясь проехать как можно дальше?
Существовало поверье - чем дальше "укатишься", тем выше будут стебли у пшеницы, тем больше будут кочаны у кукурузы... вот и старались проехать как можно дальше с горы.
Кстати, знаете, почему некоторые молодые парни прямо бросались под летящие с горы санки с девчатами? Ещё один обычай: сбил девчонку с ног - разрешит поцеловать (в щёчку). Вот и старались парни сбить целые санки, чтобы девчонок больше попалось!
А девчонки пользовались этим и шутили над парнями: сажали с собой на сани какого-нибудь дедка или бабуську (местных шутников) и заставляли парней целовать и тех! Вот веселья было!
А когда наступал вечер, девушки собирались на гадания.
Заранее договаривались, в чьей хате собираться, чтобы никого посторонних не было! Даже столетние бабки с печи уходили, чтобы не мешать.
Самым распространенным  было гадание с подблюдными песнями. Что это значит ?
В чашу с водой девушки клали свои украшения: кольца, серьги, пуговицы и тому подобное, накрывали это большим блюдом, а сверху платком (чтобы не подглядывать). Затем все вместе начинали петь "подблюдные песни" и поочередно доставали предметы из-под блюда. Чей предмет попадался, значит и судьба той девушки такова. А песни эти были очень разные...и не всегда добрые.
Обязательно припевалось после каждого куплета :
"Кому вынется, тому сбудется, 
Тому сбудется- не минуется".
На печи дежа
Высоко взошла,
Кому же мы спели
Тому добро
Кому вынется
Тому сбудется!

Кубанские обряды. Святки. Мыланка, Васыль, Новый год
Продолжаются Святки. В ночь с 13 на 14 января (по новому стилю) празднуется Новый год (по старому стилю). Но многие не знают, что это ещё и двойной праздник! 13 января - День Мыланьи (символ-луна), 14 января - день Васыля (символ-солнце). Считается, что в ночь с 13 на 14 января Мыланья и Васыль (луна и солнце) встречаются и женятся. В этот день издавна женихи засылали сватов к любимым девушкам, прося у родителей разрешение на брак.
На Кубани эти дни связаны с народными обрядами "Мыланка", "Вождение Козла""Щедрование", "Посевание".
Мыланка ходыла,
Васыльку просыла,
Васылька, мий батько,
Пусты мэнэ в хату,
Я жито не жала,
Златой хрэст дэржала,
Кладытыся люды,
До вас Хрыстос будэ...
Кажется вроде бы слова этой песни не совсем понятны для современного восприятия, но это наш родной кубанский язык. Мыланка держит в одной руке свечу, а в другой- очищающий веничек. Он сделан из 40 разных травинок, украшен алыми ленточками и мишурой. Это обязательный атрибут этого обряда. Мыланка ходит по дому, машет веничком во все стороны, "обметает" людей, как-бы очищая их, изгоняет хвори и нечисть.
А потом "за работу" принимается хитрый козёл. Он бодает всех под весёлые колядки-припевки девчонок, а потом падает и ждёт, когда ему дадут "капустки"...18 и 19 января празднуется Крещение, которым и заканчиваются зимние Святки.

Кубанские обряды. Святки. Крещение
Праздник посвящён крещению Иисуса Христа Иоанном Крестителем в реке Иордан.
На Кубани люди шли в полночь к реке, чтобы увидеть, "как вода обратно потечёт".
Считалось, что особо избранные, "достойные" могли увидеть, как ровно в полночь вода в реке останавливается и даже начинает течь в другую сторону! Эта "обратная", "полуночная" вода наделялась особыми качествами. Этот день считался днём строгого поста, то есть пока совершаются все крещенские молитвы, обряды, нельзя было принимать пищу.
На Кубани в этот день вставали раньше обычного, чтобы приготовиться к обряду очищения.
Ещё до восхода солнца казаки во дворах разводили костры, на которых сжигали "весь святочный мусор", все атрибуты, которые использовались со время святочных обрядов и гаданий. Таким образом считалось, что вся нечисть, пробравшаяся на Землю испугается и уйдёт обратно в своё царство. Пепел от костров тщательно закапывался в землю, место от костра зачищалось "Щоб мору ны було на скотыну".
Ещё один интересный обычай. 
Утром женщина не могла войти в дом первой! Считалось, что под бабий подол может нечисть спрятаться и таким образом пробраться в дом. Вот так! Представляете, вышла рано утречком женщина "на двор по надобности", а обратно в дом войти не может, пока какой-нибудь мужчина не войдёт в дом перед ней...

Так вот, после сжигания мусора, ещё до рассвета солнца, жители станиц собирались в церкви, а затем шли на реку, где заранее вырубали проруби в виде креста. Причем прорубь могла быть как четырёхконечной, так и восьмиконечной.
Эти проруби называются "Иордань".
В больших станицах вырубали не одну прорубь, а пять, которые окрашивали в цвета жизни : красный, зеленый, синий.
Изо льда делали большой стол-престол, который накрывали свиткой.
Сделаю маленькое отступление от темы, чтобы рассказать : Что такое "свитка"? - это длинная мужская одежда из серого или чёрного домотканного сукна. К цвету и пошиву свитки относились очень трепетно, потому что с этой одеждой было связано много суеверий. (Вспомните "Красная свитка-наизнанку сшита"...)
И хотя свитка была мужской одеждой, она не считалась казачьей. Молодые казаки, поступавшие на службу должны иметь в качестве верхней одежды казакин. А те, кто не мог по разным причинам "справить казакин" и приходили в станичную хату в непотребном виде (в свитке), вызывали недовольство у старых казаков. Старые казаки снимали с молодых длинные свитки, и со словами "От так добрэ будэ!", подрубали топором длинные полы, укорачивая до длины казакинов, потом надевали свитки на молодых казаков, подпоясывали саблей и вели в церковь на присягу.
Возвращаемся к обряду.
Утром. после молитвы в церкви все жители шли на реку, где совершалось освящение воды, путем опускания креста в воду. Ставили большую свечу. Все от мала до велика окунались в проруби, омывая свои тела и очищая душу.
Казаки после купания стреляли из ружей, распугивая болезни и выпускали голубей, чтобы те разгнали всю недобру силу.
Придя домой, казаки сбрызгивали крещенской водой все углы дома, выгоняя проблемы и болезни.
Крещенская вода считалась особо целительной, её прятали "от чужого глаза". Считалось, что она не портится от года до 20 лет! Крещенской водой лечили людей и чистых животных (коров). В то же время нельзя было давать крещенскую воду собакам и свиньям. Это считалось грехом.

Вот такие святочные обряды были у кубанских станичных  казаков.

Кубанские обряды.Масленица

 Есть такая поговорка "Прыйдэ масленица - будэ тоби маслице"Вот она и пришла! Приглашаю отпраздновать масленицу "по-кубански"!
А для этого вспомним, как называются дни масленичной недели.
Понедельник - встреча.
Вторник - заигрыш.
 Среда - лакомка.
 Четверг - разгул.
 Пятница- тёщины вечёрки.
 Суббота - золовкины посиделки.
 Воскресенье - прощённый день.
В названии каждого масленичного дня заложен особый смысл, сразу понятно, что надо делать.
На Кубани наиболее празднуемыми считались первый (встреча) и последний (прощённый) дни.
В понедельник хозяйки готовили очень щедрое угощение, пекли блины, варили вареники с творогом, жарили яичницу, ставили на стол большое количество "припеков" (разные лакомства, с которыми ели блины).
На столы ставили большие " глэчики" со сметаной, топлёным маслом, огромные миски с варениками и конечно же блюда с высокими горками блинов, блинков, блинцов...
А Вы знаете, что блины, блинки и блинцы - это разные блюда?
Блины - толстые, пышные, ноздреватые (все с дырочками), готовятся на опаре, завариваются кипятком и подаются на стол "горкой", то есть на большом блюде круглыми высокими стопочками-пирамидками. Эти блины брали с общего блюда руками, сворачивали, макали в "припёки" и ели. Съешь такой блин-другой, и сыт будешь...
Блинки - тонкие, почти прозрачные, без дырочек. Чем хозяйка "рукастее", тем тоньше блинок! В блинки заворачивали разные начинки и подавали на стол на больших блюдах. Эти блинки каждый брал себе на тарелку, и по своему вкусу сверху поливал сметаной, маслом, разными "наливками".


Блинцы - маленькие блинчики из кислого молока, похожие на оладьи, только жарятся не на масле, а пекутся в печи. Вот именно к блинцам подавали икру, селёдку, грибы, разные солёности и копчёности.
Хозяин становился у ворот и зазывал к себе гостей: "Заходьте до нас, а завтри мы до Вас!".
Те, кто приходил в дом без приглашения, обязательно приносили угощение с собой, отдавали хозяевам, а те ставили угощение на общий стол и после этого приглашали присоединиться к общему застолью.
Встречали масленицу широко, щедро, одевали свои лучшие наряды, ходили в гости, пели масленичные песни, колядовали, водили "козу" и "кобылу", но не забывали и о бедных и одиноких.
 Молодёжь устраивала "всенощные посиделки" у какой-нибудь небогатой, одинокой женщины, где после колядования устраивала пир, на котором ели и пили всё то, что наколядовали, а всё что не съели - отдавали хозяйке дома.
Вот тут надо было "ухо востро держать"! А всё дело в том, что начиная со вторника начинали "вязать колоду". Это очень интересный обычай, расскажу о нём подробнее.
В каждой станице среди молодёжи были "перестарки", те, кто достигнув определенного возраста не женился. Причины были разные, кто бедный, кто "дурной", кто "хворый", кто "рябой", а кто просто "перебирал женихами". Вот над ними и подшучивали.
 Друзья "перестарка" (или обиженные, отверженные женихи и невесты) заранее готовили "колоду". Ой, из чего её только не делали! И из кукурузного початка, и соломы, и из тряпочек (куколка), а иногда и из целого полена! (Всё зависело от того, насколько хотят отомстить-пошутить!) В "колоде" делали дырочку, протягивали через неё верёвку и ждали, когда "перестарок" потеряет бдительность (заснёт или...напьётся)...а потом тайно привязывали колоду к руке, ноге, волосам, вешали на шею...вобщем представляете, просыпается человек, а на нём колода.
Чтобы избавиться от колоды надо было откупиться - поставить очень щедрое угощение, но это не всегда удавалось, потому что друзья очень хотели избавить "перестарка" от холостой  жизни, поэтому принимались знакомить его (часто насильно) с неудачливыми невестами. Всё это с шутками, прибаутками, лёгкими "издёвинками", совсем не так как во время настоящего сватовства, когда говорят только о хороших качествах жениха и невесты. Здесь наоборот, говорили только о недостатках...И ,как ни странно, но иногда удавалось по-настоящему сосватать пару...
А если "перестарок" уж очень ценил свое холостячество, или не нашлось "согласной" девки, то колоду носить ему приходилось целую неделю.
Вторник, среда, четверг, пятница и суббота проходили в сплошных играх и развлечениях.
И на конях скакали, и джигитовки устраивали, и "невест воровали", крепости строили и города брали и всё это с шутками, песнями, прибаутками, щедрыми угощениями и дарением подарков.
Пролетела масленичная неделя, наступило прощенное воскресенье. Все просят прощения друг у друга...убираются праздничные скатерти, вся несъеденная пища отдается свиньям или закапывается в огороде...
...чучело масленицы, которое целую неделю стояло на главной площади и вокруг которого происходило всё безудержное веселье,... сжигается на костре. Вместе с ним сгорают все обиды, все беды-несчастья, хворь и блажь...
Праздник закончился, начинаются трудовые будни.   

Кубанские обряды. Вербное Воскресенье
На Кубани, как и во всей православной Руси отмечается большой Праздник "Вход Господень в Иерусалим"получивший народное название "Вербное Воскресенье"
Накануне праздника, в Лазареву субботу, все от мала до велика, надев праздничные одежды, шли в церковь, держа в руках веточки вербы.
Почему вербы? В северном полушарии это первое дерево, которое расцветает к празднику, поэтому веточки вербы с распустившимися почками срезают и несут в храмы для освящения. Ветка вербы символизирует победу жизни над смертью.
На ночь веточки вербы оставляют в церкви и в само Вербное воскресенье ещё раз проводится освящение вербы. В воскресенье народ опять собирается в церкви на литургию святителя Иоанна Златоуста и слушают молитвы, в которых рассказывается о воскрешении Лазаря и о входе Господа в Иерусалим за некоторое время до начала его крестных страданий.
Торжественная литургия заканчивается и все люди идут по домам, неся в руках освященные веточки вербы.
Люди в этот день отдыхают с семьёй, ведут разные беседы на религиозные темы, наполняются светлыми мыслями.
На праздничный стол в этот день подается постная пища, ведь идет строгий пост, но в этот день разрешается поесть рыбу, сдобренную постным маслом и даже выпить красного вина, что было категорически запрещено всем постящимся.
Этот праздник спокойный и способствует раздумьям. В этот день категорически нельзя вышивать, шить, стирать и заниматься любой другой работой по дому или в огороде. А чтобы "не было соблазнов", ещё в пятницу прячут подальше все предметы для рукоделия.
Считается, что в этот день вся работа выполняется "бесами" и всё, что было сделано - обязательно испортится, потеряется, а человек, нарушивший условие, будет наказан.
Казачки строго следили, чтобы дети случайно или по шалости не взяли в руки иголки, нитки, спицы, ножницы, веретено... Они очень боялись, что у детей "руки отсохнут".
Зато детям ох, как "доставалось" от старшего поколения в этот день! Каждый, кто приносил веточку вербы в дом, хлестал ребенка "от души", приговаривая: "Не я бью, верба хлещет". Вербное воскресенье ещё называют "Вербохлёст". Вот тут и было понятно, какой ребенок чего заслужил!
Порой "неслуха" так исхлещут "для послушания", что доведут до слёз, приговаривая: "Верба хлёст, бей до слёз".  Поэтому дети ещё задолго до наступления "Вербохлеста" старались поумерить свой пыл, чтобы хлестали не так сильно.
Освященная ветка вербы сохранялась "за божницей" целый год, а остатки прошлогодней вербы доставали с молитвами и либо сжигали, либо бросали в текущую воду (ни в коем случае не в стоячую!), либо относили в церковь, где над ней прочитают специальную молитву.
Бывали случаи, когда веточки освященной вербы давали корни, тогда её сажали в землю, но не в праздничный день.
Веточкам вербы приписывались целительные свойства.
Вербой прикасались к людям, желая им здоровья, ставили у изголовья больных, прикладывали к больным местам, стегали детей, чтобы те не болели в течение года.
Кроме того считается, что ветки вербы помогают защитить дом от незваных гостей, от стихии и болезни.
На основе вербы делали различные отвары, порошки, а хозяйки добавляли в хлеб и даже варили кашу!
Молодые казаки носили с собой "в потаенных местах" почки вербы для придания физической силы, а молодые замужние казачки зашивали в подол исподней юбки "для помощи в зачатии ребенка".
Незамужние казачки в Вербное воскресенье ходили "с широко раскрытыми глазами" и внимательно вглядывались в лица проходящих мимо молодых казаков. Считалось, что в этот день можно встретить своего суженного.
Если на Вербное воскресенье идёт дождь - то это к хорошему урожаю. (Так что сегодняшний дождик очень кстати! Значит, что все деревья, посаженные на вчерашнем субботнике приживутся!)
Если сухо - то в этом году посадки уродятся плохо.
Если просто пасмурная погода - урожай будет, но не обильный.
Вот так праздновали наши бабушки и дедушки "Вербное Воскресенье", так празднуем и мы, так будут праздновать наши дети.

Кубанские обряды. Троица. Зеленые святки


Праздник Троицы отмечается на пятидесятый день Пасхи и также называется Пятидесятница или Зеленые Святки.
На Кубани праздник считается началом лета и связывается с окончанием посевной. Его называют "Вэлык день", "Троицын день", а неделя до Троицы называется "Семик" (седьмая неделя после Пасхи) или «Зеленые святки».
В воскресенье, в Троицын день, с утра всегда отправлялись в церковь с цветами и ветками. В этот день и храм, и жилище украшают настоящим зеленым ковром из скошенных полевых трав,цветов и листьев. Окна домов украшают свежими березовыми и яблочными ветками, вставляют их за образа в комнатах, это считалось оберегом от злых духов.
На Троицу несли в церковь пучок "оплаканной" травы, то есть травы, на которую пролились слёзы - символ дождя. Считалось, что это оберегает от летней засухи. 
"В день Троицын, когда народ
Зевая, слушает молебен, 
Умильно на пучок зари 
Они роняли слезки три… " 
(А.С.Пушкин."Евгений Онегин")
Большое внимание на Троицу уделяется березе. Ее ветвями украшаются дома и улицы, ветки заплетаются (завиваются) и украшаются лентами. Ставилось "Троицкое дерево", вокруг которого устраивались игры и танцы. 
В течении недели перед Троицей по улицам с песнями носили "кукушку" - специальную куклу, символизирующую жизнь, которая должна была собрать всё плохое, все беды и горести. Вокруг этой кукушки устраивались игрища, так же, как и вокруг масленичной куклы, с ряжеными и балагурами. 
По окончании праздника эту куклу "хоронили", исполняли грустные песни, плакали, а вместе с этим и радовались, ведь после похорон "кукушки" все избавлялись от  дурного.

Молодые девушки на Троицу шли в лес завивать березку и плести венки. Что такое "завивать березку"? Молодые березки связывали ветвями, заплетали их лентами, получались "зеленые ворота". И вот под этими воротами проходили хороводы.
 Становились спиной в круг и с песнями вели они хоровод через эти ворота. На припеве останавливались и та пара, которая оказывалась в воротах - целовалась и обменивались венками.
Очень интересно проходил и обряд "кумления". Девушки исполняли определенные песни, а во время припева:
"Покумимся, кума, покумимся! 
Нам с тобою не браниться - дружиться!"
снимали с головы венки, целовались через них, и обменивались венками или какими-нибудь подарками. После этого они считались "кумушками". Через неделю после этого они могли "раскумиться", то есть вернуть обратно друг другу полученные подарки и спеть :
"Раскумимся, кума, раскумимся,
Нам с тобою не кумиться - дружиться"
А некоторые  так и оставались "кумушками" на всю жизнь.
Много игр было на Троицу. Вот так завивали хоровод: брались за руки и водили ручеек между деревьями, постепенно запутывая его в тугой узел, а потом распутывали в обратную сторону.
Вот такие игры были во время Троицы: хороводы, ручейки, плетенки.
В конце праздника девушки взявшись за руки, одним большим ручейком шли к реке и опускали свои венки в воду.
У кого прибивало венок к берегу- та не выйдет в этом году замуж, останется дома. Если венок тонул - значит долго ждать суженого, а если венок подхватывал речной поток, то это означало, что девушка выйдет замуж очень скоро.
На троицу гадали на кукушку. Шли в лес и загадывали, сколько осталось до замужества. 
"Кукушка-кукушка, 
сколько мне в девках куковать?"
И сколько раз кукушка прокуковала, столько осталось ждать. Парни тут подшучивали над девушками. Прятались в кустах и куковали вместо птиц. Особенно "доставалось" гордым строптивым красавицам. Уж им то "накукукивали" раз двадцать.
В Троицын день готовили разнообразное угощение: много зелени, салатов, круглый хлеб, яичницу, как символ солнца, вареные яйца. В этот день пекли много пирогов, караваев, медовых коврижек. На столы было можно выставлять спиртные напитки. В эти дни в каждой семье столы были обильными и праздничными, а скатерть на столах была зеленого цвета.
Для сохранения благополучия в семье  готовили особую яичницу. Состоит она из двух яиц, поскольку оба ее "глаза" должны символизировать дружную пару - мужа и жену. Пока блюдо жарится на сковородке, казачка читала молитву:

"Пресвятая Троице, помилуй нас; Господи, очисти грехи наша; Святый, посети и исцели немощи наша, имене Твоего ради. Господи помилуй (трижды). Слава Отцу и Сыну и Святому духу. И ныне и присно и вовеки веков. Аминь".
Солила такую яичницу четверговой солью. Сверху яичница украшалась целыми веточками зелени укропа, петрушки, длинными зелеными перьями лука и чеснока вместе с нарастающей головкой луковицы. Считалось, что именно целые куски являются символом целостности семьи.
Круглую по форме сковороды яичницу вместе с зеленой приправой запечатывали в разрезанный пополам круглый каравай ржаного, освященного в церкви хлеба, заворачивали в полотенце, брали с собой узелок с отваренной в мундире картошкой и отправлялись в рощу к "Троицкому дереву" - заранее украшенной березке, под которой делили пополам и съедали этот оберег семейного счастья.
В понедельник после Троицы нельзя было трогать землю, особенно копать ее. Земля – «именинница».
Неделя после Троицы называется Русальной. 
В эту неделю никто не заходил в воду, так как считалось, что живущие в воде русалки утащат на дно.
Вот такие обряды на "Зеленых Святках" проводятся на Кубани. Мне удалось побывать на этом празднике и у меня осталось много положительных эмоций.


Кубанские обряды. Покров

Ну вот и пролетела осень, закончились полевые работы, собран урожай, сделаны запасы на зиму. Пора подумать и о том, как встретить зиму. Тем более, что первые заморозки уже прошли и вот-вот начнется настоящая зима.На Кубани существует праздник, символизирующий приход зимы. Это Покров.
Существует много народных пословиц и поговорок, отражающих особенности этого праздника.
"На Покров земля снегом покрывается, морозом одевается",
"На Покров до обеда осень, а после обеда зимушка-зима".
Накануне этого дня хозяева начинают утеплять жилища, сараи, хозпостройки, в которых содержится домашний скот.
Женщины наводят порядок в доме, чистят его от лишних вещей. Молодые казачки сжигали в овине свои старые соломенные постели. Этим охраняются молодухи от "недоброго глаза". Пожилые и немощные сжигали в это же самое время изношенную за лето обувь, думая исполнением этого "прибавить себе ходу на зиму".
На Покров очень много внимания уделялось именно здоровью. Старались как можно больше исполнить народных обычаев, чтобы "хвороба на причипылась" (болезнь не зацепилась).
Ребятишек обливали перед Покровом водою сквозь сито (решето) на пороге хаты. Считалось, что таким образом смываются все полученные за год болячки, которые могут приманивать зимние простуды.
И, конечно же, Покров открывал пору свадеб. Это очень долгожданная пора. Ведь в течение всего года казаки сватали невест, и совершали "сговор" - на Покров сыграть свадьбу. Молодые люди, родители которых «сговорились», считались женихом и невестой и должны были вести себя соответственно. Если кто-нибудь нарушал правила, то подвергался мировому осуждению, и даже телесному наказанию.
Девушки, к которым в течение года никто не посватался, ходили в церковь молиться, чтобы Господь послал им хороших женихов. Причем, существовало поверье, что та, которая раньше поставит свечку, та раньше и замуж выйдет. Вот и вставали девушки рано-рано и бежали в церковь ставить свечку празднику и приговаривали:
"Покров-батюшка, покрой землю снежком, а меня женишком".
"Покров пресвятая Богородица! Покрой мою победную головку жемчужным кокошником , золотым подзатыльничком!"
Кстати, этот свадебный женский головной убор очень своеобразно описал А.С.Пушкин в "Сказке о царе Салтане...". Помните описание Царевны Лебеди?
"…Встрепенулась, отряхнулась
И царевной обернулась:
Месяц под косой блестит,
А во лбу звезда горит;
А сама-то величава,
Выступает, будто пава;…"
То есть "месяц" - это золотой подзатыльник - специальная пластинка, придерживающая скрученную в узел косу, а "звезда" - жемчужное украшение, закрывающее лоб.
"Бел снег землю покрывает, не меня ли, молоду, замуж снаряжает".
Накануне самого праздника девушки рядились в поношенную одежду - костюмы стариков и старух, а на сам праздник наряжались "по-хорошему", ходили по родным в гости. Девушек вознаграждали куриными яйцами.
К Покрову вся лесная живность устраивается на зимовье в норах. А леший целый день воет, стараясь перекричать ветер. При расставании со свой свободой, лешие ломают деревья, вырывают с корнями кусты, разгоняют зверьё по норам, а затем и сами проваливаются сквозь землю до самой весны.
Ни один здравомыслящий человек не подойдет в этот день к лесу - из боязни, чтобы лесной хозяин не натешился над ними напоследок.
"Леший - не свой брат, переломает косточки не хуже медведя!".
И Домовой в этот день спать укладывается. Хозяйки совершали ритуал "Запекания углов". Протапливали хату и просили Домового хранить тепло дома зимой. Необходимо было задобрить Домового, чтобы он не просыпался от голода и "не творил чудеса". Для этого хозяйки пекли специальные "блинцы" (блины небольшого размера). Первый блин делили на 4 части и разносили по углам избы как подношение, чтобы дух дома был сыт и спокоен.
С Покрова заканчиваются молодежные гулянья за околицей, начинаются регулярные девичьи посиделки: 
"Зазимье пришло - засидки привело".
И ещё одна очень важная примета: чем больше снега на Покров, тем больше свадеб будет в наступающем году. Правда, на Кубани в связи с потеплением в последние десятилетия, снега на Покров нет, но тем не менее количество свадеб не уменьшается.
Существует несколько вариантов, объясняющие происхождение этого праздника. Православные чтят этот деть в память о явлении Божией Матери в Константинополе в 910-911 годах. Жители осажденного города увидели под сводами храма Богородицу, и после этого осаждавшие город сарацины на следующий день отступили без видимой причины.
В народном осмыслении церковный праздник Покров Пресвятой Богородицы предстаёт далеко оторванным от христианской легенды. Народ создал свою легенду о "страдающей Богородице", которой в одной из деревень отказали в ночлеге, за что жители были наказаны пророком Ильёй. Пожалевшая людей Богородица спасла их, развернув покров над деревней, после чего они стали добрыми и гостеприимными.
В народном быту слово "покров" отделилось от церковной легенды и стало восприниматься как обычай связанный с замужеством. Замужняя женщина не могла ходить с непокрытой головой. Казачки обязательно носили платки или специальные накладки на собранные в узел волосы.
Покров - пора свадеб, веселья, который длится до самого Рождества.

ПОСМОТРЕТЬ СООБЩЕНИЯ В НАШЕМ БЛОГЕ, 

5 комментариев:

  1. Мне очень близка тема "казачество", ведь моя мама настоящая кубанская казачка.А своё детство я провела в кубанской хате из самана с камышовой крышей. Мне очень нравилось по вечерам сидеть с бабушкой на ПРЫЗЬБЕ (это такая приступочка из самана, которую делали с южной части хаты, чтобы сидеть на ней). Заходящее солнышко роняло свои последние лучики,появлялся прохладный ветерок...а от прызьбы и стены хаты шло тепло. Было так уютно...Бабушка укутывала меня своим клетчатым полушалком, рассказывала истории (кубаньски балачки)...

    ОтветитьУдалить
  2. Кубанские хаты из самана строились быстро, но были непрочными, их постоянно приходилось ремонтировать : мазать, белить, перекрывать крышу, но экологическая чистота такого жилища оправдывала всё. Недаром сейчас некоторые частные дома строятся с применением самана, правда, по более усовершенствованной технологии.

    ОтветитьУдалить
  3. Очень интересная история у Кубани и кубанского казачества. И как все подробно описано про традиции. Это память. Молодцы, ребята, что познакомили.

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Здравствуйте, Галина Ивановна! Я рад, что Вы посетили страничку, посвященную истории Кубани и узнали о том, как жили наши предки с момента переселения на Кубань. Эта страничка время от времени пополняется новыми сведениями, как и все странички нашего блоге. Заходите. Будем рады поделиться с Вами нашими знаниями :)

      Удалить
  4. Сегодня Троица. С удовольствием перечитала события прошлого года. Было действительно очень интересно. Интересно, сбылись ли желания девочек, которые в прошлом году пускали венки по реке?

    ОтветитьУдалить

Тема сообщения Вас затронула?
Обязательно напишите, что Вы об этом думаете! Ваше мнение очень важно для нас!

Хотите вставить в комментарий картинку?
Легко! Используйте теги:
[im#]ссылка на изображение[/im]

Related Posts Plugin for WordPress, Blogger...