Блог закрыт!

Но он очень ждёт ваших рассказов о себе, дорогие выпускники!

суббота, 26 сентября 2015 г.

Немного об истории города Краснодара

Весной 1793 г. в южной части Карасунского кута среди густого леса на берегу реки Кубани казаки построили крепость (на месте нынешней детской больницы), возле которой было решено построить город. В северном направлении прорубили в лесу широкую просеку и провели плугом первую борозду, которая показывала направление для строительства домов.
По сохранившимся старинным документам стало известно, что эту первую борозду провёл сам казачий атаман Захарий Чепига: «Здесь и быть першпективной улице нового града».
После этого был определён план гражданской застройки города. Таврический губернатор, которому в то время подчинялась Черномория, утвердил планировку, главным принципом которой была прямолинейность улиц, направленных точно с юга на север и с запада на восток.
Такую планировку, применявшуюся еще в средневековых городах, казаки выбрали не случайно: она удобна для обороны, улицы хорошо просматриваются в любом направлении. А главная улица была осью симметрии городской территории, хотя названий еще не было.
Но пока план продумывался и согласовывался, некоторые переселенцы уже построили себе дома в тех местах, которые им пришлись по душе. Поэтому, когда из Симферополя был командирован землемер, который должен был провести межевание земель, оказалось, что многие строения стоят прямо на будущих улицах посреди дорог, причём повернуты кто боком, кто углом, кто фасадом. Сначала это вызвало недовольство у землемера, он потребовал снести дома, не соответствующие плану застройки города, но атаман вступился за людей, которые и так были измучены переездом и обустройством на новом месте. Но губернатору всё-таки доложили, что размежевание произведено строго в соответствии с планом. Но всё же, спустя несколько лет, дома преграждающие улицы, были снесены, и если мы посмотрим на один из ранних планов города, то увидим, как ровны и строго параллельны улицы старого Екатеринодара.
Город строился. На месте землянок появились турлучные дома. Через 50 лет это был уже настоящий город, несмотря на страшную неблагоустроенность. Улицы, не имея канализационных сооружений, в ненастье превращались в болото. Чтобы не потерять в грязи собственные сапоги, жители вынуждены были подвязывать их веревками. Нередко прямо посреди улицы торчала застрявшая повозка, а закрывали собственные ставни не иначе, как на лошади. С грязью боролись с помощью прорытых вдоль улиц канав со сбросом воды в Кубань и Карасун, на перекрестках через них были переброшены деревянные мостики. Со временем соорудили деревянные тротуары, которые напоминали свайные постройки. Все это придавало городу особый колорит.
Екатеринодар имел совершенно оригинальный облик. "Кварталы между улицами наполнены густым лесом - не садами, а именно лесом, который составляют могучие густолиственные дубы…, большие деревья белых акаций и чаща фруктовых деревьев. Когда идешь по улице…, то впечатление совершенно то же, как будто находишься на просеке в густом лесу, по окраинам которой построены дачи или сельские домики". (Н.Н. Филиппов, "Поездка по берегам Азовского моря..", Петербург. 1857 г.)
Главная улица была почти осью симметрии городской территории. Ближайшие к ней параллельные улицы считались центральными, поперечные же поначалу именовались переулками, имели меньшую по сравнению с ними ширину, да и та менялась по воле ее жителей.
В первые десятилетия существования Екатеринодара вдоль современной ул. Длинной проходил северный оборонительный вал. На пересечении вала с ул. Красной находились Главные ворота. Здесь город кончался. Сразу за валом начиналось городское кладбище, где был построен один из первых городских храмов - церковь св. Фомы. Когда военные действия, связанные с кавказской войной, закончились, необходимость в прикрытии города с севера отпала. Вал был срыт, ров, проходивший вдоль него, засыпан, и на этом месте проложена улица, названная Длинной, поскольку она действительно была длиннее всех остальных поперечных улиц. А город, и вместе с ним продольные улицы выросли в северном направлении на один квартал. Параллельно Длинной была проложена новая улица, так и названная - Новая (сейчас ул. Буденного).

Удивительно, что названия улиц появились не сразу, и на плане их еще нет. Видимо, было не до того. Как же в таком случае находили нужный адрес? Это было не так уж трудно. Пользовались ориентирами: "на второй улице от главной", "недалеко от базара", "над Карасуном", "по-над Кубанью".
Главной улице города никак не могли найти достойное имя, называли то Главной, то Большой, то Казачьей, то Кубанской. Она мало чем отличалась от остальных улиц с такими же одноэтажными домами, лавками, хатами, часто с соломенными или камышовыми крышами, но уже тогда воспринималась как главная магистраль, проспект. В русском языке слово "красный" часто употреблялось в значении красивый, лучший, парадный. Этот смысл, видимо и вложен в название улицы. Возможно, она и была лучшей в городе, что касается красоты, поэтому и остановились на названии Красная - главная улица, на которой продавали лучший в городе - «красный» - товар.
Впервые название улица Красная было упомянуто 21 сентября 1835 года в предписании наказного атамана Заводовского об упорядочении городской застройки. «…а равнозначно обратить внимание, чтобы дома, в особенности могущие строиться на улице, называемой Красной, имели приличный фасад…» Эта дата стала считаться официальным днём рождения улицы Красной.

В другом историческом документе 50-х годов XIXвека можно прочитать «Проспектом на Соборную церковь проходит через весь город улица, называемая «Красною». Никогда эпитет не был помещен так неудачно. Застроенная одноэтажными домами, лавками, хатами, часто с соломенными или камышовыми крышами, она мало отличалась от других улиц, только строения стояли плотнее».С самого начала улица Красная была торговой - по ней тянулись длинные ряды одноэтажных лавок. Начиная с 70-х годов XIX века здесь все чаще строились двух- и трехэтажные дома, постепенно улица становилась не только торговым, но и деловым центром нашего города.Такой остается и по сей день. 
И уже тогда она была многонациональной: армянские магазины, фруктовые лавочки персов, турецкие и греческие кофейни. На громкие названия екатеринодарские купцы не скупились! Магазины «Английский» и «Европейский», «Американская торговля» и «Московский базар».
Лучшие прически и стрижки гарантировали парикмахерские «Фердинанд», «Леопольд», «Мишель», а портреты - фотография «Рембрандт». Приглашали зрителей французские и американские электробиографы (так назывались кинотеатры в то время). В 1877 году улица одной из первых была вымощена булыжником, освещалась керосиновыми фонарями, а в 1894-м к ним добавились и электрические. Кстати, местная газета писала об этом как о непозволительной роскоши: «...на Красной можно ночью читать, тогда как окраины погружены во мрак».
К 80-м годам XIX века Екатеринодар из войскового пограничного града окончательно превращается в красивый провинциальный город. Сюда съезжаются богатые люди, здесь строятся особняки. Одним из таких был нынешний художественный музей имени Коваленко. Его архитектура уникальна. Здесь сочетаются все возможные стили: и барокко, и рококо, и классицизм. Первым хозяином и автором проекта здания был меценат Батырбек Шарданов. Строил особняк для себя, но сам в нем не прожил ни дня.

Жильцы дома по Красной, 17 даже не подозревают, что эти стены пропитаны историей. Из этих кирпичей в XIX веке был построен войсковой собор Александра Невского, который в начале прошлого века по решению советской власти разрушили и разобрали на строительные материалы. Новый собор решили восстановить в 2003 году, но уже не на Соборной площади, а в начале улицы Красной.

Недалеко от храма ещё одна достопримечательность - памятник Екатерине Второй. Его тоже восстановили, но позже, в 2006 году. Бронзовая скульптура словно вобрала в себя всю историю казачества.
В XXвеке улица Красная меняла свое наименование 4 раза.
В 1914 году в Екатеринодар приезжает император Николай II. Главную улицу города переименовывают в Николаевский проспект. Но через три года, после победы Февральской революции 1917 года, ей было возвращено прежнее имя. Во время оккупации Краснодара 1942-1943 годов улица носила имя Адольфа Гитлера. После освобождения города от фашистских захватчиков, улице вернули название Красная. Но в 1949 году, в честь 70-летия Сталина. Улица снова была переименована и ей было присвоено имя вождя народов Иосифа Виссарионовича Сталина. Однако в 1957 году она вновь стала Красной.

Красная – красивая. Именно так воспринимаем мы сейчас название главной улицы города Краснодара. И пусть спорят историки, пытаясь вернуть историческое название городу – Екатеринодар (Дар Екатерины), это сейчас не так важно. Краснодар – Красивый Дар!



 PS. Посвящается 222 годовщине образования города Екатеринодара-Краснодара.

Использованы материалы и фотографии из:
http://www.yuga.ru/articles/
http://ru-travel.livejournal.com/2
http://ki-gazeta.ru/news/city/ulitsa
http://mystreet.ucoz.ru/publ/bcnjhbz_6
http://www.skyscrapercity.com/
http://myekaterinodar.ru/ekaterinodar/
http://vseprosto.com/fotografii-starogo-krasnodara/

4 комментария:

  1. Столько уже читала про историю нашего города, сама рассказывала ребятам, а вот с большим интересом еще раз окунулась в прошлое нашего любимого города. Спасибо, Иван. Всех с праздником!

    ОтветитьУдалить
  2. Здравствуй, Ваня! Большое спасибо за твой рассказ о нашем городе! Вот уже столько раз читала, а каждый раз - с удовольствием перечитываю исторические факты...
    С праздником, "Наш "А" класс"! С Днем города! Приносите славу своему Отечеству!

    ОтветитьУдалить
  3. Ваня, история родного города не может не интересовать каждого его жителя! Спасибо за интересную статью!

    ОтветитьУдалить
  4. Ваня, спасибо за статью. Прочитал с удовольствием.

    ОтветитьУдалить

Тема сообщения Вас затронула?
Обязательно напишите, что Вы об этом думаете! Ваше мнение очень важно для нас!

Хотите вставить в комментарий картинку?
Легко! Используйте теги:
[im#]ссылка на изображение[/im]

Related Posts Plugin for WordPress, Blogger...