Блог закрыт!

Но он очень ждёт ваших рассказов о себе, дорогие выпускники!

четверг, 24 июля 2014 г.

Родительская мудрость. Я могу и я умею


Эти два понятия кажутся одинаковыми, но это не так. Выражение "я могу"  предполагает некое условие, в результате соблюдения которого произойдёт действие.
Что я могу? Могу что-то сделать, но это не обязательно. Таково моё желание. У меня есть выбор. Я могу - и это главное. При соблюдении определенных правил моё "я могу" приводится в реальные действия и, как правило доставляет положительные эмоции, настраивает на благополучный исход. 
Лучше всего это можно понять, если прочитать стихотворение Эдуарда Асадова.


Я могу тебя очень ждать,
Долго-долго и верно-верно,
И ночами могу не спать
Год, и два, и всю жизнь, наверно!

Пусть листочки календаря
Облетят, как листва у сада,
Только знать бы, что все не зря,
Что тебе это вправду надо!

Я могу за тобой идти
По чащобам и перелазам,
По пескам, без дорог почти,
По горам, по любому пути,
Где и черт не бывал ни разу!

Все пройду, никого не коря,
Одолею любые тревоги,
Только знать бы, что все не зря,
Что потом не предашь в дороге.

Я могу для тебя отдать
Все, что есть у меня и будет.
Я могу за тебя принять
Горечь злейших на свете судеб.

Буду счастьем считать, даря
Целый мир тебе ежечасно.
Только знать бы, что все не зря,
Что люблю тебя не напрасно! 

Выражение "Я умею" напротив несколько самокритично или наоборот, самолюбиво. Когда человеку хочется представить себя в лучшем виде, похвалиться, даже пококетничать, то он с удовольствием говорит о том, что он умеет. Список "Я умею" бесконечен, и у него нет никаких пределов. Вот, например, что говорят подростки:

- Я умею быстро собираться куда-либо.
- Я умею делать то, что хочется мне.
- Я умею засыпать практически в любом месте.
- Я умею не обижаться (прощать).
-  Я умею бесить людей.
- Я умею злодейски смеяться.
- Я умею прогуливать физкультуру.
- Я умею уговаривать маму.
- Я умею фантазировать.
- Я умею выслушивать людей и помогать им советом.
- Я умею находить общий язык с людьми. 
- Я умею сидеть в душе, ванне по три часа, а то и больше.
- Я умею неплохо получаться на фотографиях.
- Я умею видеть в обычном - необычное.
- Я умею всяко сгибать разгибать пальцы на руках. Мама говорит, что у меня пластилиновые пальцы. 
- Я умею находить приключения всюду, где только можно и нельзя.
- Я умею избивать до одури, если есть повод.
- Я умею гнуть свою линию.
- Я умею любить от всей души.
- Я умею строить планы и моментально их рушить.
- Я умею контролировать свои слова, когда это необходимо.
- Я умею быстро приспосабливаться.
- Я умею заставлять себя что-либо делать.
- Я умею объективно оценивать ситуацию.
 - Я умею изредка подавать какие-то неплохие идеи.

И в противовес к словам "я умею" хочется привести также некоторые ответы этих-же людей, которые отвечали на вопрос "я не умею". Прочитав эти ответы, некоторые из вас может задумаются...

- Я не умею контролировать себя иногда.
- Я не умею забывать.
- Я не умею отпускать.
- Я не умею ориентироваться в каком-либо месте.
- Я не умею поддерживать порядок в комнате.
- Я не умею быть адекватной (серьезной).
- Я не умею понимать людей.
- Я не умею просить прощения.
- Я не умею скрывать, то что я всегда вижу людскую ложь.
- Я не умею не сюсюкаться.
- Я не умею справедливо оценивать людей.
- Я не умею отвечать без хамства на вопросы раздражающие меня.
- Я не умею быстро думать.
- Я не умею отказывать себе в понравившейся одежде.
- Я не умею дотягиваться языком до носа.
- Я не умею хранить чувства в тайне.
- Я не умею излагать свои мысли вслух грамотно.
- Я не умею запоминать все с первого раза.
- Я не умею долго обижаться.
- Я не умею врать близким.
- Я не умею подбирать нужные слова в критической ситуации.
- Я не умею жить в угоду другим. .
- Я не умею оправдывать чужие ожидания.
- Я не умею притворяться,что люблю.

Каждому из нас есть о чем подумать. Что могу, что умею, что не умею...
По статистике, именно в подростковом возрасте люди чаще всего задают себе такие вопросы, на которые сами же не могут дать ответ. Что уж тут говорить о посторонних, которые порой не понимают, что от них хотят? И советы тут, увы, не помогут.
Поэтому у меня есть предложение.
Воспользуйтесь простым тестом. Только он займёт у вас несколько дней.
Когда у вас будет хорошее настроение, запишите на листе бумаги "Я могу" и перечислите всё то, что вы считаете нужным. Сверните его пополам и надпишите "Лист №1" После этого, не перечитывая, уберите лист в недоступное место.
Когда вы будете чувствовать неуверенность в себе, запишите на листе бумаги "Я умею" и перечислите всё, что вы считаете своим умением. Сверните пополам и надпишите "Лист №2" И также, не перечитывая, добавьте его к первому листу. Только обязательное условие, не перечитывайте!
Когда у вас будет очень неуверенное состояние, когда будет казаться, что весь мир против вас, что вы никому не нужны, что вас не понимают и никогда не поймут...возьмите ещё один лист бумаги, напишите на нём "Я не умею", также перечислите всё, надпишите "Лист №3"и также уберите его подальше.
Дождитесь такого своего настроения, когда вам будет казаться, что всё вам по плечу, что вы можете свернуть горы и только тогда разверните все три листика, внимательно прочитайте и найдите в трёх листиках одинаковые (или подобные) ответы, вычеркните их.
Когда вы почувствуете, что вам хочется понять: "Что же делать" опять достаньте листики и вычеркните из них взаимоисключающие ответы.
А потом, когда всё это сделаете, перепишите все оставшиеся пункты на один листок бумаги и подумайте, а были ли вы откровенны и честны с самим собой? Действительно ли вы это можете, умеете, не умеете... И вычеркните то, что считаете неправильным....

И тогда вы поймёте, почему же на самом деле так много (или мало) вы умеете (не умеете)...подумайте, а может стоит немного поучиться? Или поделиться своими навыками с другими?
Думайте, думайте, думайте, принимайте решения...

 Предыдущие и последующие выпуски серии "Родительская мудрость Вы сможете посмотреть здесь:
"Чти отца своего" 
"Добро и зло" 
"Эгоизм и альтруизм"      
"Я могу и я умею"(здесь)
"Как, скажи, тебя зовут?"
"Как боролись с простудой на Кубани"            

4 комментария:

  1. Здравствуйте, Ирина Валерьевна! Интересный тест Вы предложили, возьму на заметку. Как раз надо разобраться, что я действительно умею, могу или просто не хочу делать.
    Действительно, размышления подростков заставляют задуматься. Как намешано все - и серьезное, и ерунда всякая... Как и бывает в подростковом возрасте. Одни переживают, что не умеют притворяться (!), другие - что не достают языком до носа. А то, что они считают умением, наводит оторопь. Получается, не понимают, что умеют... Вот чтобы не удивляться, пройду Ваш тест и посмотрю, может, мои способности тоже не блещут. ;) Спасибо!

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Здравствуйте, Эльвира Ульфатовна, извините за задержку в ответе, причины были оооочень уважительные.
      Подростки действительно удивительные создания! И такие противоречивые ;) Мне очень помогает Ваня, который (удивительно но это так!) в состоянии вполне адекватно объяснить своё "подростковое поведение". Вот у меня и возникла идея, написать это немножко "ненаучное" родительское наблюдение.

      Удалить
  2. Ирина Валерьевна, Здравствуйте. Асадова люблю с детства, перечитываю вновь и вновь , но как умело Вы его вплели в канву своей проблемной статьи. Подростки зачастую живут в "винегрете" (простите за сравнение), не отличают хорошее от плохого, "должен" и "обязан" , "могу" и "хочу", "Хорошо" и "плохо". А тест заинтересовал, попробую сама??!

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Анна Борисовна, добрый день! Вы правы, Асадов - это вне времени. Я Ване даю читать свои "старые советские книжки" и (как ни странно) ему это нравится. Особенно повести Юрия Сальникова. Правда он говорит, что это больше для девчонок ;)
      А уж "винегрета" в головах хватает! Это точно!

      Удалить

Тема сообщения Вас затронула?
Обязательно напишите, что Вы об этом думаете! Ваше мнение очень важно для нас!

Хотите вставить в комментарий картинку?
Легко! Используйте теги:
[im#]ссылка на изображение[/im]

Related Posts Plugin for WordPress, Blogger...